Распоряжение правительства РФ от 24 декабря 2013 г. №2506-р (подробно)
Концепция развития математического образования в РФ (подробно)
Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского Автономного округа- Югры "Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции математического образования на 2015 год" (подробно)
Консультации для педагогов
Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня (подробно)
Консультации для родителей
Математика в повседневной жизни ребенка (подробно)
Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста (подробно)
Развитие математических способностей у дошкольников (подробно)
Развитие пространственного воспиятия в младшем дошкольном возрасте.
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОРИЕНТИРОВКЕ "НА СЕБЕ" И "ОТ СЕБЯ"
Подготовила воспитатель Татьяна Васильевна Ветошкина
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С БЛОКАМИ
ДЬЕНЕША.
« Где спрятался ежик?»( 2 младшая группа)
Цель: Развитие умения выявлять и называть цвет, форму, размер, толщину предмета.
Материал: блоки, плоская фигурка ежика.
Руководство: В игре участвует 3-5 детей на столе или на полу. Детям даются 6 блоков разные по цвету и форме, но одинаковые по размеру и толщине.
Сначала малыши прячут ежика под один из блоков, а взрослый ищет его.
- Я постараюсь угадать елочку, под которой сидит ежик. Если я правильно назову ее цвет или форму, вы говорите «Да», а если я ошибусь, то отвечайте « Нет».
- Ежик под синей елочкой? Под желтой?
- Ежик под круглой елочкой? Под треугольной?
Затем педагог прячет ежика, а дети ищут его. Тот, кто первым находит, становится ведущим. Можно усложнить игру: треугольные заменить квадратными или маленькие треугольные на большие. Количество блоков и их различительных свойств следует постепенно увеличивать и блоки могут обозначать домики, норки, корзинки, где кто-то живет или прячется.
«Поможем белочке» (2 младшая группа)
Цель: Развитие умений выявлять свойства предметов и абстрагировать их, находить устойчивую связь между свойством и словом.
Материал: блоки, мешочки по числу детей.
Руковдство: у играющих 12 блоков разных по форме и цвету но одинаковые по размеру и толщине. Дети раскладывают по группе блоки-грибы, получают мешочки.
Педагог:- Надо помочь белочкам собрать на зиму все грибы с квадратными шляпками и как найдете такой гриб, то быстро прячьте в мешочек. Затем проверяется «урожай» каждого ребенка.
При повторении игры педагог называет другие свойства, меняет персонажей и приписывает блокам другие образные значения: цветы, листочки, рыбки.
В средней группе данную игру можно усложнить: увеличивая количество блоков и свойства (взять блоки на размер и толщину) Усложнить задачу: выбрать только синие круглые, красные большие, треугольные маленькие, желтые толстые. Более развитым детям предложить собрать блоки с 3-мя свойствами ( собрать синие круглые большие или красные квадратные маленькие)
«Найди сестру» (средняя группа)
Цель: Развитие зрительного анализа, формирование навыков абстагирования, сравнения.
Материал: 18 блоков-зайчат-все одинаковой толщины, но разные по цвету, размеру и форме.
Руковдство: педагог делит блоки на 2 части: одна часть (зайчата –девочки) у детей, вторая (зайчата-мальчики)-у педагога. Игровая задача: помочь найти каждому зайчику-мальчику свою сестру. Педагог выкладывает на стол один из своих блоков (зайчика-мальчика), называет, чем похожи братья и сестры, указывая только на одно свойство (цвет, форму или размер) Дети ищут пару-сестру. Кто правильно и первым составит пару, забирает ее себе. Затем педагог выкладывает все блоки, а дети подбирают к ним пары. Кто больше найдет « сестер» может попробовать себя в роли ведущего. Количество блоков увеличивается, включаются блоки разной толщины. Усложнение: составить пары блоков, учитывая сразу 2 свойства ( одинаковые по цвету и форме, по форме и размеру, по цвету, но разные по форме)
«Построй мостик» (средняя группа)
Цель: развитие зрительного анализа, формирование навыков абстрагирования, сравнения.
Материал: 16-16 блоков –все одинаковые по толщине, но разныепо цвету, форме и размеру, 2 игрушки, 2 домика.
Руководство: на полу расположены обручи-домики, рядом игрушки. Задача: проложить между домиками дорожку, чтобы друзьям было удобно ходить в гости друг к другу, но дорожку нужно выкладывать так, чтобы рядом не лежали одинаковые по цвету блоки, а начинать строительство дорожки можно с любого по цвету блока. Для каждой дорожки
предлагать новое правило: чтобы рядом не находились фигуры одного размера, одинаковой формы. Одновременно можно строить несколько дорожек. Для поддержания интереса игровая задача периодически меняется: построить мост через речку, составить поезд из блоков-вагончиков, построить улицу из блоков-домиков.
Усложнение: строить дорожки с учетом 2 свойств- чтобы рядомбыли блоки одинаковой формы, но разного цвета, одинакового размера, но разной формы, разной формы и толщины.
«Змейка» (средняя, старшая группы)
Цель: развитие умения сравнивать, способности к кодированию и декодированию информации о свойствах, формирование элементарных алгоритмических умений «читать» правила и строго следовать им.
Материал: блоки, таблицы с правилами.
Руководство: педагог отбирает 15-18 блоков, различающихся 2-3 свойствами и предлагает игровую задачу6 составить из блоков змейку. Правила составления змейки в таблице.
1. Стрелки показывают очередность блоков по цвету: за красным блоком идет желтый, за желтым-синий, за синим-красный. Решают, с какого блока начнут строить змейку.
2.Меняются игровые задачи: построить улицу из домиков-блоков, собрать праздничную гирлянду для новогодней елки, проложить тропинку для Машеньки, чтоб помочь убежать от медведя. Количество блоков и их свойств можно увеличивать.
«Спрячь мышку» ( средняя, старшая группы)
Цель: развитие классификационных умений, способности видеть общие признаки группы.
Материал: блоки- мышки 16-20 штук, различаются 2-3 свойствами, игрушка –кошка, большие таблицы с изображением домиков-норок.
Руководство: На полу расположена одна таблица с норками для мышей. Задача: спрятать мышек от кошки в норках ( каждую мышку в своей норке) Рассмотреть знаки в таблице, которые подсказывают, где какие мышки живут. Дети разбирают мышек и прячут их от кошки в своих норках. Мышка, которая попала в чужую норку, достается кошке. Спрятав мышек, дети рассказывают, какие из них попали в одну норку (все большие, все маленькие) Затем включаются блоки с другими свойствами, увеличивая их количество, меняются игровые задачи.