Консультации

МАДОУ МО г.Нягань

"Д/с №11 "Елочка"

консультации

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

«РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ ДЛЯ ДЕТСКОГО ВОСПРИЯТИЯ»

подготовила музыкальный руководитель

Стратиенко Е. А.

 

Народная музыка входит в быт ребенка с раннего детства. Первой музыкой, которую он слышит, является песенка матери. Она ее напевает, убаюкивая ребенка. Народную песню сочиняет талантливый автор, и песня окрашивается определении чертами его индивидуальности. Затем песня подхватывается народом, который вносит в нее свои дополнения и исправления. Признаки индивидуальности автора видоизменяются, растворяются в народном творчестве, и песня становится выражением чувств не одного человека, а чувств и дум народа. Пройдя через ряд поколений, народная музыка, песня освобождаются от всего лишнего, искусственного. Содержание, образы заложенные в песне, становятся предельно выразительными. Народные песни складывались голосом, без помощи музыкального инструмента. Поэтому многие из них удобны для детского голоса и легко усваиваются детьми.

Объем звуков многих простых народных песен соответствует небольшому диа­пазону детского голоса; например, песня «Петушок» построена на четырех звуках, песня «Как у нашей Дуни» - на пяти звуках, песня «Поедем, сыночек, в деревню» -на шести звуках, а колыбельная «Котя, котенька-коток» - на семи звуках.

Русские народные песни певучие, ритм их несложен очень простой. Музыкальные фразы по большей части оканчиваются четвертями, что удобно для детского дыхания. Куплетная форма с повторением мелодии соответствует склонности детей к повторению. Запев и припев, встречающиеся во многих народных песнях, дают возможность детям петь не все время, а с отдыхом. Запев поют одни дети, припев - другие. Таким образом при пении не утомляются слабые голосовые связки детей.

Гармонизация народных песен несложна. Народная мелодия сама по себе настолько красива, что не нуждается в особой гармонизации, и излишнее гармо­ническое звучание может только испортить ее.

Народные мелодии хорошо звучат и без инструментального сопровождения. Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают народную песню, музыку исключительно ценным художественным материалом в работе с детьми. Дети легко усваивают народную мелодию и поют ее чисто даже без поддержки музыкального инструмента.

Воспитательное значение народной песни очень велико. Она становится не только средством художественного воспитания детей, но и одним из путей воспитания в детях любви к своей Родине, природе, народу, быту. Чем больше и глубже ребенок будет чувствовать свое родное искусство, тем легче он воспримет искусство братских народов. Через народное искусство мы подготавливаем детей к восприятию классического музыкального и литературного творчества.

Ведь мировое признание получили только те произведения искусства, которые были глубоко национальны, т.е. в которых с предельной полнотой были от­ражены чувства, мысли данного народа в определенную эпоху. Ребенок, воспитанный на русской народной музыке, хорошо поймет классическую музыку М. Глинки, П. Чайковского.

Русская народная музыкальная культура отличается многообразием песенных жанров. В понятие народной песни входят не только старые крестьянские песни и возникающие в наше время, но и казачьи, матросские, солдатские, студенческие песни, песни рабочей окраины, революционного подполья и эпохи Гражданской войны. Разумеется, не все эти разновидности народной песни имеют одинаковое воспитательное значение. Протяжные лирические песни, недоступны для детей по содержанию и мелодии, мелодия их очень сложна. Колыбельные песни трудны по мелодии, они более доступны для слушания, чем для исполнения детьми. Ближе всего детям по содержанию, по несложному напеву и ритму старые крестьянские песни: хороводные, плясовые, игровые, шуточные. Специально детские песни, прибаутки, построенные на одном, двух звуках, не являются собственно песнями. Это скорее звуковые упражнения в ритме, дикции. Такие прибаутки, как «Андрей-воробей...», «Уж как шла лиса по тропке» и др., являются хорошим вокальным материалом в работе с детьми, имеющими очень небольшой диапазон голоса. Если в песне встречается много куплетов, то можно сократить число их, не нарушая основного смыслового содержания песни.

Народ любит в песне обращаться к природе. Он ищет в окружающем мире краски, образы для изображения внутренних переживаний человека, например «Как у солнышка лучи ясные, как у Лешеньки кудри русые» и т.д. В некоторых песнях встречается так называемый поэтический параллелизм, когда сопоставление поэтических образов с личными переживаниями людей принимает форму как бы двух рассказов: в одном из них действующими лицами являются животные, птицы, растения, а во втором раскрывается содержание первого рассказа. В некоторых припевах встречается игра слов без смысла: «Эй, чай, примечай, куда чайки летят». Такая игра слов нравится детям, они оживляют песню и помогают улучшению дикции у детей. Исполняя детям народные песни, нужно петь естественным звуком, обращая внимание на художественную передачу содержания. В детский сад необходимо вносить подлинную народную песню чаще исполняя ее без инструментального сопровождения и по возможности связывая с движениями.

 

  Составила:

 музыкальный руководитель

    Низамеев О. В. 

 

Советы родителям малышей

 Музыка — удивительное искусство, способное благоприятно воздействовать на ребенка уже в первые месяцы его жизни. Именно в детстве рождается чувство красоты и гармонии, сопереживания прекрасного. Раннее музыкальное развитие малыша формирует не только его творческие способности, но и является залогом успешного развития речи ребенка. На музыкальных занятиях мы играем, поем, танцуем — все это порождает у малышей бурю положительных эмоций. Музыка дарит внутреннее благополучие ребенку, душевное и физическое здоровье.

    Музыкальное воспитание детей раннего возраста имеет особое значение, так как именно в ходе его у самых маленьких закладывается тот фундамент, на котором базируется вся последующая музыкально-воспитательная работа.

     Ранний возраст имеет свои особенности, свою специфику: для него характерно все перенимать подражательно как в музыкально - ритмических движениях, так и в подпевании и пении.

    Музыкальные занятия эмоционально раскрепощают ребенка, обогащают впечатлениями, формируют музыкальные способности.

       Предлагаем Вашему вниманию несколько советов, которые окажут Вам помощь в приобщении ребёнка к прекрасному миру музыки.

 

Памятка для родителей по музыкальному развитию.

¦  Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо. 

 ¦  
Путь развития музыкальности каждого человека одинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у нашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение. 

¦ 
 Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.

¦  Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» — немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

                          ¦   ¦   ¦

 

 

Развитие творческих способностей: с первых дней жизни до двух лет.

Консультация для заинтересованных родителей и их детей.

 

Общение: Важную роль в становлении личности ребёнка, в развитии его творческих способностей, как известно, играет общение со взрослым. Уважаемые родители! Не жалейте на это ни времени, ни душевных сил. Как можно больше беседуйте с ребёнком. Рассказывайте ему, что вы сейчас делаете, называйте предметы, находящиеся вокруг, знакомьте  ребёнка с ними.

Литературные произведения. Неоценимую помощь  в общении с ребёнком окажут вам русские народные потешки, скороговорки, считалки, стихи детских поэтов. Вы с успехом можете применять их в любых жизненных ситуациях:

Умывая ребёнка:

         Водичка, водичка,

         Умой моё личико,

         Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Во время кормления:

А тпру, тпру,

Тпру, тпру!

Не вари кашу круту,

Вари жиденькую,

Вари мягонькую,

Да молошненькую.

Гуляя с ребёнком:

         Ты мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уноси с собой.

А му саночки возьмём

И на улицу пойдём.

Играя с ребёнком:

         Ладушки, ладушки!

Где были ? – У Бабушки.

-Что ели? – Кашку.

-         Что пили ? – Бражку.

Попили, поели,

Шу-у-у – полетели,

На головку сели,

Ладушки запели.

Хлопайте в ладоши, разводите руки в стороны и опускайте на голову ребёнка.

Музыка: Разумеется, в воспитательном арсенале необходима музыка – народная, авторская, классическая, адресованная самым маленьким. Важно, чтобы музыка вошла в жизнь младенца, стала неотьемлемой частью его существования, чтобы вызывала только положительные эмоции. Если ребёнок начинает капризничать, проявлять беспокойство или плакать, прослушивание сразу прекращается, а внимание переключается на что-то другое. Здесь важна мера. Каждое общение с музыкальным произведением  - полюбившимся, знакомым и новым  - должно вызывать радостные чувства.

 

С чего начинается радость?

С чего начинается радость? С пения птиц и звучания колокольчиков, «театра на ладошке» и танцев в обнимку с мамой или папой, «полёта» на руках родного человека - и все это под светлую, добрую музыку! Для этого родителям не требуется специальное музыкальное образование. Достаточно желания и любви к своему чаду. А для малыша нет ничего прекраснее родного голоса. При выборе музыки главное помнить – музыка должна нести положительный заряд, добрый настрой, светлые эмоции.

Особую симпатию младенцы питают к русской народной музыке. Бурный восторг проявляют, когда слышат балалайку или саратовскую гармошку. Вы не умеете играть на музыкальном инструменте? Не беда. Для начала прочтите стихотворение в сопровождении игры на колокольчике, дудочке, барабане, ксилофоне или металлофоне.

Если в доме не найдётся музыкального инструмента, его можно сделать самим из камушков, палочек, гвоздиков, коробочек и других звучащих предметов. Главное желание и добрый настрой! Музыкальные инструменты для детей всегда остаются чудесными и притягательными предметами, на которых очень хочется сыграть. Но в первую очередь – это «орудие» музыканта, с помощью которого он реализует свою вдохновенную деятельность. Можно ли научить рисовать, не давая в руки карандаш и кисточку?

Уважаемые родители! Дайте детям музыкальные инструменты, пусть даже самые простые, например, погремушку! Понятно, что для игры на них нужен специальный репертуар. Предлагаем для начала несколько вариантов уроков музицирования на детских инструментах.

«Магазин музыкальных инструментов».

         Музыкальная сказка начинается с тишины – это главное правило.

«В одном большом городе был магазин музыкальных инструментов. На его полках стояли самые разные инструменты. Они очень скучали на полках днём, потому что на них никто не играл. Зато ночью в магазине начиналась дискотека под названием «Тарам-шурум-бурум». Каждый из них играл по-своему, стараясь показать на что способен.»

Предложите ребёнку танцевать и играть на выбранном инструменте, как будто на дискотеке, при этом необходимо включить запись хорошей танцевальной музыки. Натанцевавшись, инструменты затеяли игру «Замри и отомри»

         «Замри и отомри!»

Предложите ребёнку сыграть усыпляющую музыку (утром инструменты тихо располагаются на своих полках), а затем бодрую громкую (ночью инструменты вскакивают и танцуют) повторить игру 2-3-раза.

         «Однажды в магазин пришёл дирижёр оркестра и решил купить, музыкальные инструменты, но для этого они должны представиться и показать, как умеют играть, какой у них звук». Каждый инструмент должен сказать приветствие, например такое: «Здравствуйте, я бубен, я многое умею! И я очень весёлый!». Дети большие фантазёры и для них это задание  не вызовет затруднения, наоборот, даст  волю фантазии и воображению.

«Карусели».

Ритмическая игра на ускорение и замедление темпа.

Предложите детям покататься на музыкальной карусели сначала медленно, а потом быстро, используйте для этого детское стихотворение.:

         Ели-ели, ели-ели,

         Закружились карусели.

         А потом, потом, потом – всё бегом, бегом, бегом!

         Тише, тише, не спешите,

         Карусель остановите.

         Раз-два, раз-два,

         Вот и кончилась игра!

        

«Первая симфония»

Завершить занятие необходимо исполнением музыкальной пьесы на выбранном ребёнком инструменте. Такой пьесой может стать «Турецкое рондо» В.Моцарта.

         Все формы игры с детьми открывают детям музыку через спонтанную импровизацию, здесь имеются в виду первичные элементарные формы музыкальной импровизации, доступные каждому. Как показывает практика, для того чтобы импровизировать в звуках, не надо ничего специфического знать и уметь. Важно начать с понимания, что импровизация есть акт самовыражения. Импровизируя, ребёнок не испытает чувство неловкости от того, что не знает или не умеет или не успел, ценность музыкального сочинительства не в творческой продукции, а в самом процессе овладения устой  музыкальной речью. В этой деятельности результат имеет меньше значения, чем процесс игры и импровизации. Речь идет не о некоем продукте творчества детей, а о начальных проявлениях их индивидуальности. Мы не можем и не имеем права ожидать от детей мелодий, произведений, похожих на музыкальные шедевры. Дети на ксилофоне будут играть вне лада, а на шумовых инструментах  - вне регулярного метра и ритма.

          У детской музыки есть главный смысл – прикладной. Элементарная музыка помогает детям изучать и исследовать мир, а так же своё к нему отношение через музыкально- творческую игру.

 

Литература:

1.     Журнал «Музыкальная палитра» 3-2005 , Е Поплянова.

2.     «Музыкальная палитра» 4-2008 Т.Э.Тютюнникова.

 

                     

 

Дата последнего обновления страницы 18.02.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения