Ребенок и музыка

 

МАДОУ МО г. Нягань

"Детский сад №11 "Елочка"

 

 

ребенок и музыка

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ:

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ

подготовила музыкальный руководитель

Костарева Е. А.

 

В современной педагогике придается все большее значение свободному, непосредственному творчеству ребенка. Музыкальное творчество детей дошкольного возраста является естественной потребностью и формой самовыражения. В творческом акте ребенка участвуют все важнейшие психические процессы - сенсорные, интеллектуальные и эмоциональные. Особая роль принадлежит фантазии, воображению, проявляется стремление не только к подражанию, но и к самостоятельным поискам решения возникшей творческой проблемы. Большое значение имеют подвижность воображения, фантазия, эмоциональная сторона, критический контроль интеллекта.

Психолог Б.М. Теплов, например утверждает, что эстетическое воспитание не может считаться полноценным, если оно ограничивается лишь развитием восприятия ребенка. Источники самостоятельной деятельности различны, и ведущим среди них является учебная деятельность на занятиях. Тот музыкальный опыт, который дети приобрели на музыкальных занятиях позволяет им успешно переносить его в самостоятельную деятельность. Праздники и развлечения дают детям пищу для развития фантазии, которая и воплощается в самостоятельной деятельности.

Индивидуальные самостоятельные упражнения ребенка выступают как закрепление умений и навыков, приобретенных на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях. Дети повторяют не только знакомые игры, танцы, песни, но и отдельные элементы. Действия детей носят характер упражнений: они учат друг друга выполнять ритмические движения, правильно петь мелодии песни, сами назначают неточности в выполнении действий показывают как надо плясать и петь. Существуют и другие источники самостоятельной музыкальной деятельности - это телевидение, радио, домашнее окружение и другое.

Они очень тесно связаны с источниками и в чем-то перекликаются с ними. В самостоятельной музыкальной деятельности дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски.

Они сами могут организовывать игры в "концерт", "театр", "спектакль" (с игрушками или детьми своей группы). Играют в музыкально-дидактические игры ("дом", "школа", "магазин", "стройка", "путешествие", "больница", "цирк" и другие) тоже могут эпизодически обогащаться применением музыкального материала. Но чтобы у детей появилось желание этим заниматься, нужно в группах создать соответствующие условия, прежде всего отвести и оборудовать музыкальные уголки. Обязательно использовать уголок ряжения, элементы ряжения могут быть как в музыкальном, так и в театральном уголке. Рекомендуется эти уголки располагать радом. Но одного наличия в группе даже самого разнообразного набора инструментов, пособий и игрушек недостаточно для того, чтобы музыка звучала в группе и заняла в жизни детей важное место. Если ребенок не научен петь, танцевать, играть, то и при самом подготовленном воспитателе и при самом лучшем оборудовании уголков успешной самостоятельной деятельности у него не будет. У ребенка должны быть практические навыки, умения в различных видах деятельности. Главную часть таких умений он приобретает на систематических музыкальных занятиях. Также следует в группе постоянно повторять песни, разученные раннее.

Благодаря этому в репертуаре детей сохранится много песен, которые они любят и используют в самостоятельной деятельности: в концертах, телевидении, радиопередачах, в игре " Магазин грампластинок".

Немаловажное значение в самостоятельной деятельности играют инсценировки песен. Сначала их проводят на занятиях, и только после полного освоения дети переносят их в свою самостоятельную музыкальную деятельность. Необходимо целенаправленное ежедневное введение музыки в жизнь детей. Для того, чтобы успешнее осуществлять задачи по развитию самостоятельности детей необходимо заинтересованность воспитателя. Ведь музыкальному руководителю без воспитателя очень трудно организовать детскую самостоятельную деятельность. Воспитатель первый помощник музыкального руководителя. Он должен знать хорошо программные требования, ясно представлять цели и задачи музыкального воспитания детей своей группы, четко знать роль в той или иной игре, владеть навыками игры на детских музыкальных инструментах.

Роль и активность воспитателя зависит от возраста детей. Наиболее активная роль в руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью принадлежит воспитателю младшей и средней групп. Он организует игры, показывает их детям, вместе с ними играет на правах участника. Действуя вместе с воспитателем, дети легче и быстрее осваивают правила игры. В результате своего участия в игре воспитатель видит, в какой степени нужна его помощь ребенку, насколько дети овладели заданием. Учитывая особенности каждого ребенка; воспитатель умело использует индивидуальный подход к нему,  стремится развивать индивидуальные способности у каждого. Воспитателю нужно следить, чтобы в игре дети были доброжелательны    друг   другу.      Не      следует захваливать особо одаренных детей в музыкальном отношении, а постоянно усложнять для них индивидуальные задания, чтобы они не останавливались на достигнутом.

Не  каждый  день  дети  занимаются  музыкальной  деятельностью.   Более  склонны  к музицированию дети тех групп, где воспитатель любит музыку, сам активен на музыкальных занятиях. Воспитатель наблюдает за детьми во время самостоятельного проведения игр, отмечает новые творческие приемы, поддерживает инициативу. Одних детей отмечает, в какой помощи нуждается другой ребенок, помогает ему при выполнении задания. Кроме того, воспитатель должен уметь, когда дети исчерпали все возможности данной игры и заменить ее другой. Повседневное использование музыкально-дидактических игр - это ценное средство в воспитании и развитии у детей самостоятельности. Итак, за общую постановку самостоятельной музыкальной деятельности в группе отвечает воспитатель. Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей   дают    возможность    воспитателю    выполнять    эту    задачу качественно и ответственно. Но лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя кроется причина успехов детей.

При всем многообразии форм самостоятельной деятельности не следует забывать о родителях. Они оказывают большое влияние на развитие детского творчества и музыкальной самостоятельности. Если в семье любят музыку, любят песни, водят ребенка на концерты, в театр, то такой ребенок всегда с радостью идет на музыкальное занятие, любит музыку, он первый организатор музыкальных игр в группе. Следует всегда стараться поддержать интерес родителей к музыкальной деятельности ребенка: приглашать их на открытые музыкальные занятия, развлечения. В собраниях и конференциях для родителей включать выступления детей, они должны быть небольшими по 4-5 номеров.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»