Использование дидактических игр в обучении грамоте детей дошкольного возраста
Основные задачи:
1. Развивать артикуляционный аппарат детей, отрабатывать произношение сонорных, шипящих, свистящих звуков.
Артикуляционные упражнения: «Качели», «Болтушка», «Блинчик», «Чашечка», «Вкусное варенье» и др.
«Песенки» жука (ж-ж-ж), комарика (з-з-з), ветра (ш-ш-ш), мотора (р-р-р), насоса (с-с-с)…
Для дифференциации твёрдых и мягких звуков: «песенка» большого и маленького мотора, комарика, жука…
2. Развивать фонематический слух (умение слышать звуки и выделять их в слове).
• Учим интонационно выделять согласный звук в слове (сначала первый, затем любой).
Игра «Назови слова» (с картинками), игра «Эхо».
• Учим называть слова с заданным звуком, выделять и называть первый звук в слове.
Игра «Зоопарк», «Назови слова со звуком «з», «с», «р»…
• Учим различать твёрдые и мягкие звонкие и глухие согласные звуки.
Игра «Найди братца».
Твёрдый звук называем «сердитым братцем», а мягкий звук – «добрым, ласковым братцем», звонкий звук – «звонкий товарищ», глухой звук – «незвонкий товарищ».
«Игра в комариков».
«Комарики так громко звенели: большие «з-з-з», а маленькие «зь-зь-зь», что осипли и стали петь «с-с-с», «сь-сь-сь».
Чтобы определить звонкий или глухой звук, предлагаем положить руку на горло. Если горло дрожит, то звук звонкий, если горло спокойно, то глухой.
Игра «Назови слово».
Назвать слова со звонкими звуками, а затем с их «незвонкими товарищами».
Игра «Будь внимательным».
Если дети услышат твёрдый звук – потопают, если мягкий – похлопают.
Игра «Угадай-ка» (картинка и модель слова).
• Учим называть слова определённой звуковой структуры.
Игра «Узнай слово по модели», «Игра-загадка» (дана только модель слова и надо угадать, какое слово написано).
3. Закреплять у детей умение проводить звуковой анализ слова.
4. Знакомство детей с понятием «ударение», научить ставить знак ударения в нужном месте.
5. Знакомство со всеми буквами алфавита. Обучение плавному слоговому чтению и чтению целыми словами.
Игра «Поймай конец и продолжай».
Цель: закрепить умение выделять отдельные звуки в слове и называть слова с заданным звуком.
Игра «Кто в домике живёт?».
Цель: упражнять детей в подборе слов с определённым звуком.
Игра «Сложи слово».
Цель: учить детей фишками выкладывать слово, закрепить написание гласных звуков после звонких и глухих согласных звуков.
Игра «Кто больше составит слов».
Цель: учить детей составлять слова из слогов.
Игра «Сложи предложение».
При условии правильного применения методик, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить то, что будет основой в дальнейшем обучении в школе