Развиваем речь детей

МАДОУ МО г.Нягань

"Д/с №11 "Елочка"

Развиваем речь детей

 

 

                             Условия формирования у детей навыков правильного     звукопроизношения

                                                                                                   подготовила учитель-логопед  Габдрафикова Э. К.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги.

Все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4 — 5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Таким образом, очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была вполне полноценной, т. е. и родители, и воспитатели говорили правильно, внятно.

Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша, лепечут, сюсюкают с ним. Порой и воспитатели разговаривают с детьми на таком языке («Вовочке бо-бо»; «Машенька будет ням-ням»; «Давай наденем колготоськи»), ошибочно полагая, что вступают в более доверительные отношения с ребенком. Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.Часто детей побуждают заучивать слишком трудные для их произносительных возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.

Процессом формирования у детей правильного звукопроизношения необходимо руководить, начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой и внятной. В общей системе работы по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения

Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка.

В дальнейшем необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию.

Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с каким-то конкретным образом (з — песенка мухи, с — песенка водички, ж — жужжание жука, р — рычание собаки, ш — шипение змеи).

Большой эффект дает использование шуток-чистоговорок. Дети с интересом слушают их, запоминают и повторяют («Са, са, са — хитрая лиса»; «Pa, pa, pa — высокая гора»; «Ку, ку, ку — кукушка на суку» и др.).

Полезны детям игры, основанные на звукоподражаниях. Так, например, малыши, как лошадки, цокают копытами; жужжат, как пчелы; тикают, как часики; мяукают, как кошки, и т. п. Дети с удовольствием повторяют как звучит дудочка (ду-ду-ду), маленький колокольчик (дзинь-дзинь), большой колокол (дон-дон-дон).

Такая систематическая работа не только позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение, но, что также очень важно, предупреждает возникновение речевой патологии.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.Развитие слухового внимания.
Игра "Тихо-громко!" Цель: развитие координации чувства ритма.

Оборудование: бубен (вместо бубна могут быть просто хлопки в ладоши)
Описание игры: Мама стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения: под тихий звук идет на носочках, под громкий - полным шагом, очень громкий - бег.
2. Развитие фонематического слуха.

Игра "Красный - белый". Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Оборудование: два кружка (красный и белый).

Описание игры. Предложить детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук (например, С: сад, оса, коса, кошка, ком, маска, миска, мишка и т. д). Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый кружок.

Игра «Магазин». Ребенок должен придумать три - четыре слова, которые начинаются с одного и того же звука. «Мы пошли по магазину и купили….».

Например книгу, коляску, картину.

3. Развитие голоса.

Игра "Вьюга". Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Описание игры: Ребенок изображает вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу: "Вьюга начинается" тихо говорит: у-у-у; по сигналу «Сильная вьюга» громко говорит: у-у-у; по сигналу "Вьюга кончилась" замолкает. Желательно, чтобы ребенок менял силу голоса за один выдох не менее 2-3раз. В этом случае удобнее словесные указания заменить дирижированием: плавное движение руки вверх - говорим громче, плавное движение руки вниз - говорим тише.

4. Развитие речевого дыхания.

Игра "Придумай фразу". Цель: развитие фразовой речи. Правильное построение предложений.

Описание игры. Показывается одна картинка, с каким – либо сюжетом. Мама придумывает одну короткую фразу (из 2-3 слов), затем предлагает ребенку дополнить предложение одним новым словом. Мама удлиняет фразу еще на одно слово. Например, «Таня играет». Ребенок повторяет предложение: «Таня играет  (добавляет) на улице». Мама повторяет предложение: «Таня играет на улице (добавляет) в песочнице». Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы из 3-4 слов произносятся на одном выдохе, а длинные - с паузой через 3-4 слова. Когда дети овладевают правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.

 

                     Совместная работа родителей, логопеда и воспитателей определит успех обучения.

Спасибо за сотрудничество!

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

                         Исследования ученых доказали, что  уровень развития речи находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Поэтому тренировка движений пальцев является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовки руки к письму, а также улучшает работоспособность головного мозга.

 

ВИДЫ РАБОТЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

  1. Игры с пальчиками, пальчиковая гимнастика,  пальчиковый массаж: сжимание и разжимание кулачков, прогибание и сгибание кистей, вращение кулачками, щелчки, коготки, ножницы.
  2. Игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание  пуговиц, палочек, орехов; нанизывание на нить пуговиц, бусин, колечек; пришивание пуговиц, расстегивание и застегивание пуговиц;  игры с мозаикой, строительным материалом.
  3. Изобразительная деятельность: лепка, раскрашивание картинок, раскрасок цветными карандашами, обведение контуров, штриховка, рисование красками (пальцем, ватной палочкой, кистью), работа с ножницами (ВЫРЕЗАНИЕ КАРТИНОК И БУКВ, НАКЛЕИВАНИЕ).

     Работа проводится систематически по 5 – 10 мин ежедневно.

 

ИГРЫ НА КУХНЕ:

1.      «ПОМОГАЮ МАМЕ». Предложить ребенку 2 – 3 вида круп перемешанных между собой. Ребенок должен перебрать их  по разным баночкам.

2.      « УГОЩАЮ». Игры на обогащение словарного запаса.

       Вспомнить вкусные слова и сказать маме.

3.      « КАКИЕ СЛОВА ЕСТЬ В БОРЩЕ, ВИНЕГРЕТЕ». Предложить ребенку перечислить продукты, из которых приготовлено блюдо.

4.      «ДОСТАНЬ СЛОВА  ИЗ КУХОННОГО ШКАФЧИКА, ХОЛОДИЛЬНИКА, ПЛИТЫ». Перечислить предметы, находящиеся внутри.


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

КАК ПРОВОДИТЬ АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ГИМНАСТИКУ.

1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 мин несколько раз в день:

- в детском саду с логопедом во время занятий;

                         - с родителями дома.

2. Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.

3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, постепенно можно увеличить темп выполнения движений.

5. Каждое упражнение выполняется 5 – 10 раз.

6. Возможно, и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под музыку, под счет, или сопровождать движения хлопками.

 

КАК РАЗУЧИВАТЬ ЧИСТОГОВОРКИ – СКОРОГОВОРКИ.

  1. Внимательно послушай чистоговорку. Подумай, о чем  в ней говорится.
  2. Повторяй чистоговорку медленно, вслушиваясь в её звучание.
  3. Проговори чистоговорку шепотом, в умеренном темпе, четко проговаривая все звуки.
  4. Повтори чистоговорку  в быстром темпе, четко и внятно, произнося все звуки.  

КАК РАБОТАТЬ В ТЕТРАДИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ.

  1. Тетрадь выдаётся родителям в пятницу. Возвращают в понедельник.
  2. Задания в тетради ребенок выполняет с родителями в течение 10 – 15 мин. 2 – 3 раза в день.
  3. Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребенка.
  4. Если у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его и приступайте к нему снова через некоторое время.
  5. Артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом. Консультацию по проведению гимнастики Вы можете получить у логопеда.
  6. Ваша правильная  речь должна быть образцом  для ребенка!
  7. Не заостряйте внимание ребенка на недостатках  его речи, но если звук уже поставлен и находится  на этапе автоматизации, то родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о  его правильном произношении.
  8. Пусть выполнение домашних заданий станет для ребенка игрой.
  9. ПОМНИТЕ: совместная  работа логопеда, воспитателей и родителей определит успех обучения.
  10. Приучайте ребенка бережно относиться к тетради.
Дата последнего обновления страницы 18.02.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения